Поиск по сайту
|
Главная / Статьи и публикации / Статьи Бушухиной И.В. Часть 4 / Декоративное оформление платка / Магическая сила узора
Академик Б.А. Рыбаков, один из крупнейших специалистов по истории орнамента, отмечал, что старинная народная одежда представляет собой как бы модель вселенной. Символами земли, семян и растительности покрыт нижний, земной ярус одежды. У верхнего края можно видеть птиц и олицетворение дождя. На самом верху все это было увенчано ясными и бесспорными символами неба. Таким образом, расположение орнамента на предметах быта в далеком прошлом не было произвольным. Его местоположение определяло не только желание украсить вещь. Узор приобретал магическую силу и использовался в строго определенных местах.
«Головной убор — верхняя часть всего комплекса костюма, — пишет Б.А. Рыбаков, — всегда связан с небом. Во-первых, многие русские названия восходят к наименованию птиц: кокошник («кокошь» (утка), сорока и т. п. Во-вторых, на челе головного убора часто изображается солнце. К кокошнику прикреплены на лентах или ряснах «пупг-
ки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами, птицы связывают небо с землей».
Может быть, оренбургская паутинка несет в себе этот древний знак — символ причастности к богатейшему наследию русского народа. Ведь сама функция платка как покрова диктует традиционное его украшение. Отсюда «круг» - солнце, ромбовидный узор на середине платка, который предположительно выполняет не просто декоративную функцию, а имеет знаковый смысл, идущий из глубины веков.
В оренбургских станицах мастерицы, изготавливая платок, украшали свои спицы гусиными пушками. Может быть, это — случайность, совпадение, субъективные пристрастия, а может быть — частица народной памяти, сохранившая законы создания головных уборов. Прошли столетия, а пуховницы не расстались с основным мотивом в оформлении своего произведения. Не потерялось и не изменилось его название.
Часто сравнивают узоры оренбургского платка с теми, которые мороз рисует на окнах. Но задумайтесь, главное предназначение пухового изделия — согреть и защитить женщину. Согласно обыкновенной человеческой психологии, наделять вещь для тепла и уюта зимними знаками, вызывающими ощущения дискомфорта, - противоестественно. Поэтому в изделии для холодного времени года мудрыми вязальщицами многих поколений закреплены названия, возвращающие нас в лето, к «ягодал!», «глухотинкам», «рыбкам», «гороху». Длинными зимними вечерами мысли платочниц были не о вьюге за окном, а о солнце, согревающем землю, и платке, который своим теплом согреет чьи-то озябшие плечи.
Но верно и то, что сегодня, когда мы раскидываем белую паутинку, у нас ассоциативно возникает образ заснеженной оренбургской степи. «Белый цвет снега», «пушистый легкий снежок», «тайное письмо чьих-то следов и дорожек, припорошенное легким снежным покровом», - подобные сравнения понятны. Они появляются благодаря внешнему сходству, п о географической принадлежности и нашим сегодняшним личностным представлениям. Этот образ заслонил тот изначальный, в который вкладывался глубинный народный смысл при создании головного }сбора. Сегодня поэтическое воспроизведение мотивов родной природы становится главенствующим принципом орнаментального искусства в оренбургском платке. С этой точки зрения вполне естественно соединять узоры платка с узорами мороза на окнах, со снежинками и степью, покрытой снегом. |
Новости
Все новости
Черепица Ruflex, пр-во Katepal: katepal. RUFLEX (KATEPAL) TEGOLA SHINGLAS. . Землеустройство. Кадастр: межевание. Консультация юриста по телефону. |